Airbus 50 лет эволюции самолетостроения
Опубликованно: 26 августа 2019 | Просмотров: 2485
Пять десятилетий труда и опыта превратили Airbus с нишевого игрока в глобального «монстра» авиастроения. Как показала история, решения, которые были приняты консорциумом европейских производителей самолетов 50 лет назад, имели гораздо большее влияние на будущее мировой авиаиндустрии, чем это можно было представить в самых смелых мечтах, сообщает лоукост24.
29 мая 1969 на Парижском авиасалоне в Ле Бурже французский и немецкий правительства подписали соглашение о совместном участии в проекте «Airbus» на паритетных условиях. Первый построенный самолет, получивший название Airbus 300, стал первым в мире широкофюзеляжный самолёт с двумя двигателями. Это не только подтвердило появление нового мощного игрока в индустрии авиастроения - Airbus 300 ввел стандарты дизайна для широкофюзеляжных самолетов. Опыт его разработки был взят за основу для дальнейшей деятельности консорциума Airbus по проектированию следующих широкофюзеляжных моделей, в том числе и современного Airbus330neo.
Как вспоминают участники тех исторических событий, не все были в восторге от названия «Воздушный автобус», которая тогда вызвала ассоциации с определенным, недостаточно высоким, уровнем комфорта и обслуживания. Тем не менее, это название было одинаково узнаваемой тремя европейскими языками - французским, немецким и английским, следовательно, была утверждена.
Первый воздушный ШАГИ
Свой первый прорыв Airbus совершил в сентябре 1970-го, когда получил первое громкое заказ на самолеты серии А300 от Air France, которое было подкреплено письмом о намерениях на поставку 6 самолетов и дополнительным опционом еще на 10. Соглашение финализирован в ноябре 1971 года, а в октябре 1972 первый Airbus 300 совершил экспериментальный полет. После завершения тестовых полетов, в которых принимали участие 4 самолета, Airbus 300 были сертифицированы. Сначала - во Франции и Германии (март 1974), позже - в США (май того же года). Первый коммерческий рейс Air France на Airbus 300 состоялся в мае 1974 года.
В конце 1980-х консорциум начинает разработку усовершенствованной модели для полетов на средние и дальние расстояния - Airbus 300-600, а уже через четыре года эта модель получает сертификат. Первой авиакомпанией-эксплуатантом Airbus 300-600 стала Thai Airways.
Ключевым решением для дальнейшего успеха серии Airbus 320 стало анонсирование нового поколения самолетов Airbus 320neo (New Engine Option), которое состоялось в конце 2010 года. Главными преимуществами серии A320 neo стали использования более эффективных двигателей Pratt & Whitney, улучшение аэродинамики самолета благодаря добавлению винглетов, получившие название Sharklets (акулий плавник), и, как итог, экономия расхода топлива до 15%. Первый авиалайнер Airbus 320neo поступил во флот авиакомпании Lufthansa.
Авиакомпании мира не замедлили с заказами нового A320neo, количество которых на сегодня составляет около 6500 самолетов, превышает 40% от всех продаж A320ceo (Current Engine Option). Использование новых двигателей также дало толчок для разработки более совершенного с точки зрения дальности полетов узкофюзеляжного Airbus321LongRange.
дальнемагистральный БАТАЛИИ
Разработчики Airbus были довольны тем, что созданный ими фюзеляж для A300 по своим характеристикам соответствовал требованиям времени и ожиданиям клиентов. Итак, дискуссия по расширению ассортимента широкофюзеляжных продукции фокусировалось вокруг нового крыла и различных двигателей - относительно типов и по количеству.
Мнения относительно оптимальной модели нового самолета были разными, что побудило главного инженера Airbus Жана Родеро эффективно реализовать два широкофюзеляжные проекта - Airbus 330 и Airbus 340. Модели отличались только количеством двигателей - два и четыре соответственно.
Программа широкофюзеляжных самолетов A330 / A340 была начата, чтобы потеснить Boeing с доминирующих позиций на рынке пассажирских самолетов для полетов на большие расстояния.
Рынок дальнемагистральных полетов более нуждался Airbus 340, ведь он должен был 4 двигателя, что давало возможность использовать его для межконтинентальних рейсов без ограничений. Так что не удивительно, что именно A340 появился на рынке авиаперевозок раньше, чем A330. В феврале 1993-го первый A340-200 появился во флоте Lufthansa, а месяц спустя A340-300 - во флоте Air France. Обе модификации отличались количеством пассажирских мест и максимальной дальностью полета.Имея постоянный спрос на A340, консорциум в начале 2000-х предложил рыночные новые модели - 400/500/600, предоставляя потенциальным заказчикам различные опции по вместимости и дальности полетов.
МИССИЯ - ДОГНАТЬ «ДЖАМБО»
В начале нового века консорциум Airbus был сфокусирован на создании флагманского широкофюзеляжного лайнера, который бы достойно конкурировал с Boeing 747 по прозвищу «Jumbo Jet».
В январе 2005-го двухпалубный мегалайнер Airbus 380 был представлен широкой общественности в Тулузе. Новая разработка обошлась консорциума в 12 мдрд. евро, а сам самолет получил прозвище «Super Jumbo», ведь стал крупнейшим серийным пассажирским самолетом в мире. Когда в апреле того же года A380 совершил свой первый демонстрационный полет, консорциум уже имел заказы на 150 самолетов от 15 клиентов. Заместитель коммерческого директора Airbus Кристиан Шерер не скрывал своего удовлетворения:
По первому коммерческого рейса, он состоялся 2,5 года спустя, 25 октября 2007 года. Первым эксплуатантом A380 стала Singapore Airlines, исполнившая рейс из Сингапура в Сидней.
Однако впоследствии новый мегалайнер не смог сохранить первоначальный импульс роста объема заказов. Если не считать аппетиты Emirates, пока является самым пользователем A380 в мире (110 самолетов во флоте и 13 в заказаны), другие авиаперевозчики неохотно расширяли свою книгу заказов этой модели.
Несмотря на все усилия увеличить продажи A380, количество заказов на новые самолеты постоянно уменьшалась.Неудивительно, что в апреле 2019 консорциум Airbus принял решение об остановке серийного производства этой модели, а последние самолеты, сойдут с конвейера будут переданы заказчику (Emirates) в 2021 году.
Воспользовавшись фокусировкой Airbus на проблемах с реализацией A380, главный конкурент Boeing начал наращивать объем продаж своего 787 Dreamliner. После первой попытки проигнорировать эти обстоятельства, Airbus, впрочем, решил противостоять ситуации, разогрев продажи A330 за счет уменьшения стоимости. Итак, появление новой модели A350 была вопросом времени. В конце 2004 года Airbus предложил модель самолета на базе A330, но с обновленными крыльями и двигателями, по характеристикам были подобные 787 Dreamliner. Однако такой вариант не удовлетворил потенциальных покупателей, поэтому консорциум инвестирует около 4 млрд. Евро на разработку совершенно новой модели, которая получила название Airbus 350 XWB (Extra Wide Body), то есть «дополнительно расширенный». Новые крылья, двигатели и хвостовые стабилизаторы в сочетании с новыми композитными материалами и методами изготовления фюзеляжа сделали A350 почти полностью новым самолетом. Благодаря более расширенном фюзеляжа экономический класс A350XWB вмещает девять пассажирских мест в ряду вместо восьми в A330.
Первым заказчиком A350-900 стала Qatar Airways, которая и выполнила премьерный коммерческий рейс по маршруту Доха - Франкфурт 15 января 2015. За год до начала коммерческой эксплуатации консорциум Airbus получил заказы на 812 самолетов от 39 авиакомпаний мира, из которых пока поставлено 278.
29 мая 1969 на Парижском авиасалоне в Ле Бурже французский и немецкий правительства подписали соглашение о совместном участии в проекте «Airbus» на паритетных условиях. Первый построенный самолет, получивший название Airbus 300, стал первым в мире широкофюзеляжный самолёт с двумя двигателями. Это не только подтвердило появление нового мощного игрока в индустрии авиастроения - Airbus 300 ввел стандарты дизайна для широкофюзеляжных самолетов. Опыт его разработки был взят за основу для дальнейшей деятельности консорциума Airbus по проектированию следующих широкофюзеляжных моделей, в том числе и современного Airbus330neo.
Как вспоминают участники тех исторических событий, не все были в восторге от названия «Воздушный автобус», которая тогда вызвала ассоциации с определенным, недостаточно высоким, уровнем комфорта и обслуживания. Тем не менее, это название было одинаково узнаваемой тремя европейскими языками - французским, немецким и английским, следовательно, была утверждена.
Первый технический директор проекта «Airbus» Роджер Бете вспоминает: «На тот момент не было ни одного европейского производителя самолетов, который должен был достойный проект для эффективной конкуренции с американскими продуктами. Начало производства широкофюзеляжных самолетов семейства Boeing, McDonnell Douglas или Lockheed, если бы это произошло раньше Airbus, означал бы "последний звонок" надеждам европейских самолетостроителей отвоевать позиции в этой сфере ».
Первый воздушный ШАГИ
Свой первый прорыв Airbus совершил в сентябре 1970-го, когда получил первое громкое заказ на самолеты серии А300 от Air France, которое было подкреплено письмом о намерениях на поставку 6 самолетов и дополнительным опционом еще на 10. Соглашение финализирован в ноябре 1971 года, а в октябре 1972 первый Airbus 300 совершил экспериментальный полет. После завершения тестовых полетов, в которых принимали участие 4 самолета, Airbus 300 были сертифицированы. Сначала - во Франции и Германии (март 1974), позже - в США (май того же года). Первый коммерческий рейс Air France на Airbus 300 состоялся в мае 1974 года.
В конце 1980-х консорциум начинает разработку усовершенствованной модели для полетов на средние и дальние расстояния - Airbus 300-600, а уже через четыре года эта модель получает сертификат. Первой авиакомпанией-эксплуатантом Airbus 300-600 стала Thai Airways.
На базе самолета A300-600 в течение пяти лет была создана модель A300-600R, что имела большую дальность полета. Именно этот самолет, после сертификации в 1985 году, первой получила в свой флот Amercian Airlines. Фрэнк Колк, тогдашний президент American Airlines , был известным экспертом пассажирской авиации. Он и его команда подготовили подробную спецификацию для идеального, по их мнению, самолета Airbus на 200-300 мест. Многое из этих заметок было использовано специалистами Airbus при дальнейшем проектировании самолетов.
В начале своего существования развитие консорциума Airbus был довольно медленным. И уже 10 лет динамика роста количества клиентов и заказов начала поражать даже наиболее пессимистично настроенных. Развитие дал толчок появлению новой модели Airbus 310 с меньшим количеством мест, которая появилась в 1983 году, а также новым разработкам широкофюзеляжных моделей и проектированию узкофюзеляжных самолетов.
узкофюзеляжных РЕВОЛЮЦИЯ
В начале своего существования развитие консорциума Airbus был довольно медленным. И уже 10 лет динамика роста количества клиентов и заказов начала поражать даже наиболее пессимистично настроенных. Развитие дал толчок появлению новой модели Airbus 310 с меньшим количеством мест, которая появилась в 1983 году, а также новым разработкам широкофюзеляжных моделей и проектированию узкофюзеляжных самолетов.
узкофюзеляжных РЕВОЛЮЦИЯ
Проектирование узкофюзеляжного самолета рассматривался консорциумом, как решающий шаг, чтобы утвердить Airbus как настоящую силы в самолетостроении. К тому же в Airbus понимали, что должны создать что-то оригинальное, а не типа производных от Boeing 737 и McDonnell Douglas DC-9.
Роджер Бете так вспоминает о решении консорциума сделать Airbus 320 первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления:
Роджер Бете так вспоминает о решении консорциума сделать Airbus 320 первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления:
«Возможно, мы были слишком смелыми, но мы не имели выбора. Или стать первыми, использовав новые технологии, чтобы ожидать выхода с рынка. Риск не справиться был не слишком высоким, ведь на тот момент мы ввели что-то подобное для Concorde, а также работали над несколькими военными программами ». Другое ключевое решение касалось ширины фюзеляжа. «Мы должны были использовать опыт Boeing с его 707-й и 727-й моделями или сделать что-то свое, лучше. Airbus решил увеличить внутренний диаметр с 3,45м (в Boeing) до 3,7 м, что стоило нам лишних пару сотен килограммов », - резюмировал Бете.
Дебютный коммерческий полет A320 произошел в мае 1988 года, а первой авиакомпанией, которая пополнила свой флот новым среднемагистральных самолетов, стала Air France. Появление узкофюзеляжного A320 вывела Airbus на тот же уровень портфеля предложений, которые должны основные американские соперники - Boeing и McDonnell Douglas.
Airbus 320 на 179 пассажирских мест стал базовой моделью для разработки других среднемагистральных самолетов - A321 (185 мест, появился в 1994 году), A319 (124 места, 1996 год) и A318 (107 мест, 2003 год)
Успех продаж серии Airbus 320 был на порядок больше, чем даже самый оптимистичный прогноз авиарынке с момента анонсирования проекта. По состоянию на май 2019 количество самолетов различных модификаций серии A320, поступивших в парке различных авиакомпаний мира, превысило 8850 единиц, еще 6300 самолетов подтверждено заказами. Несмотря на большой выбор узкофюзеляжных самолетов Airbus, востребованной на сегодня остается именно 320-и модель.
В ПОИСКАХ NEO
Успех продаж серии Airbus 320 был на порядок больше, чем даже самый оптимистичный прогноз авиарынке с момента анонсирования проекта. По состоянию на май 2019 количество самолетов различных модификаций серии A320, поступивших в парке различных авиакомпаний мира, превысило 8850 единиц, еще 6300 самолетов подтверждено заказами. Несмотря на большой выбор узкофюзеляжных самолетов Airbus, востребованной на сегодня остается именно 320-и модель.
В ПОИСКАХ NEO
Ключевым решением для дальнейшего успеха серии Airbus 320 стало анонсирование нового поколения самолетов Airbus 320neo (New Engine Option), которое состоялось в конце 2010 года. Главными преимуществами серии A320 neo стали использования более эффективных двигателей Pratt & Whitney, улучшение аэродинамики самолета благодаря добавлению винглетов, получившие название Sharklets (акулий плавник), и, как итог, экономия расхода топлива до 15%. Первый авиалайнер Airbus 320neo поступил во флот авиакомпании Lufthansa.
Авиакомпании мира не замедлили с заказами нового A320neo, количество которых на сегодня составляет около 6500 самолетов, превышает 40% от всех продаж A320ceo (Current Engine Option). Использование новых двигателей также дало толчок для разработки более совершенного с точки зрения дальности полетов узкофюзеляжного Airbus321LongRange.
«Принятие решения по обновлению двигателей для A320 не было простым, - вспоминает Том Уильямс, который в то время принадлежал к руководству консорциума Airbus . - Это было смелое решение, ведь были опасения, что в итоге мы имели шанс уничтожить текущие заказы на A320, которые для нас были курицей, несущей золотые яйца ».
Но, как признаются в Airbus, главной мотивацией разработки серии Airbus 320neo было беспокойство по поводу возможной угрозы со стороны конкурирующего канадского производителя самолета Bombardier и его CS серии. Приобретя Bombardier в 2018 году, Airbus продлил серийный выпуск самолетов CS серии под брендом Airbus 220.
Достигнув определенных успехов в производстве узкофюзеляжных самолетов, Airbus вновь концентрирует свое внимание на новых широкофюзеляжных разработках, чтобы составить достойную конкуренцию своим американским оппонентам на дальнемагистральных направлениях.
Достигнув определенных успехов в производстве узкофюзеляжных самолетов, Airbus вновь концентрирует свое внимание на новых широкофюзеляжных разработках, чтобы составить достойную конкуренцию своим американским оппонентам на дальнемагистральных направлениях.
дальнемагистральный БАТАЛИИ
Разработчики Airbus были довольны тем, что созданный ими фюзеляж для A300 по своим характеристикам соответствовал требованиям времени и ожиданиям клиентов. Итак, дискуссия по расширению ассортимента широкофюзеляжных продукции фокусировалось вокруг нового крыла и различных двигателей - относительно типов и по количеству.
Мнения относительно оптимальной модели нового самолета были разными, что побудило главного инженера Airbus Жана Родеро эффективно реализовать два широкофюзеляжные проекта - Airbus 330 и Airbus 340. Модели отличались только количеством двигателей - два и четыре соответственно.
Программа широкофюзеляжных самолетов A330 / A340 была начата, чтобы потеснить Boeing с доминирующих позиций на рынке пассажирских самолетов для полетов на большие расстояния.
Рынок дальнемагистральных полетов более нуждался Airbus 340, ведь он должен был 4 двигателя, что давало возможность использовать его для межконтинентальних рейсов без ограничений. Так что не удивительно, что именно A340 появился на рынке авиаперевозок раньше, чем A330. В феврале 1993-го первый A340-200 появился во флоте Lufthansa, а месяц спустя A340-300 - во флоте Air France. Обе модификации отличались количеством пассажирских мест и максимальной дальностью полета.Имея постоянный спрос на A340, консорциум в начале 2000-х предложил рыночные новые модели - 400/500/600, предоставляя потенциальным заказчикам различные опции по вместимости и дальности полетов.
«В то время нам казалось, что нет лучшей альтернативы, чем A340-600, - говорит Том Уильямс , - ведь он конкурировал только с Boeing 777-200ER, не считался очень классным самолетом. Но с появлением Boeing 777-300ER, который имел большие потенциал и возможности, наши дела стали плохи ».
Кроме того, в начале 2000-х начала резко расти стоимость авиационного топлива, что сделало более экономичный Boeing 777 намного привлекательнее дальнемагистральных самолетов, чем A340.
По Airbus 330, который появился на рынке в 1994-м, первые годы его существования нельзя назвать безоблачными, ведь он воспринимался, как среднемагистральный аналог A340, имея два двигателя меньше. Соответственно, заказ шли довольно вяло, следовательно, Airbus должен принять кардинальные меры. Такое решение было найдено: в 1995 году мир увидел новую модификацию A330-200 - с коротким фюзеляжем и большей дальностью полетов. К тому же, в 1994-м двухдвигательный A330 успешно прошли испытания ETOPS о возможности полетов над Атлантикой. Таким образом, A330 стал достойным конкурентом популярной в то время модели Boeing 767-300ER.
Конец 1990-х - начало 2000-х оказался периодом востребованности и триумфа A330, самолеты этой серии стали лидерами в своем сегменте авиаперевозок. Boeing, главный конкурент Airbus не мог остаться в стороне и ответил появлением 787 Dreamliner, первый демонстрационный полет которого состоялся в 2009 году.
По Airbus 330, который появился на рынке в 1994-м, первые годы его существования нельзя назвать безоблачными, ведь он воспринимался, как среднемагистральный аналог A340, имея два двигателя меньше. Соответственно, заказ шли довольно вяло, следовательно, Airbus должен принять кардинальные меры. Такое решение было найдено: в 1995 году мир увидел новую модификацию A330-200 - с коротким фюзеляжем и большей дальностью полетов. К тому же, в 1994-м двухдвигательный A330 успешно прошли испытания ETOPS о возможности полетов над Атлантикой. Таким образом, A330 стал достойным конкурентом популярной в то время модели Boeing 767-300ER.
Конец 1990-х - начало 2000-х оказался периодом востребованности и триумфа A330, самолеты этой серии стали лидерами в своем сегменте авиаперевозок. Boeing, главный конкурент Airbus не мог остаться в стороне и ответил появлением 787 Dreamliner, первый демонстрационный полет которого состоялся в 2009 году.
МИССИЯ - ДОГНАТЬ «ДЖАМБО»
В начале нового века консорциум Airbus был сфокусирован на создании флагманского широкофюзеляжного лайнера, который бы достойно конкурировал с Boeing 747 по прозвищу «Jumbo Jet».
В январе 2005-го двухпалубный мегалайнер Airbus 380 был представлен широкой общественности в Тулузе. Новая разработка обошлась консорциума в 12 мдрд. евро, а сам самолет получил прозвище «Super Jumbo», ведь стал крупнейшим серийным пассажирским самолетом в мире. Когда в апреле того же года A380 совершил свой первый демонстрационный полет, консорциум уже имел заказы на 150 самолетов от 15 клиентов. Заместитель коммерческого директора Airbus Кристиан Шерер не скрывал своего удовлетворения:
«Если проанализировать наши 150 заказов, это составляет полные 4 года производства. Динамика продаж, предусматривающий привлечение двух новых покупателей ежегодно, - это хорошая крейсерская скорость.Наш новый самолет является прекрасным инструментом, благодаря которому авиакомпании уменьшат свои расходы на 15-20%. Вы также будете иметь его в своем флоте, если сможете себе это позволить ».
По первому коммерческого рейса, он состоялся 2,5 года спустя, 25 октября 2007 года. Первым эксплуатантом A380 стала Singapore Airlines, исполнившая рейс из Сингапура в Сидней.
Однако впоследствии новый мегалайнер не смог сохранить первоначальный импульс роста объема заказов. Если не считать аппетиты Emirates, пока является самым пользователем A380 в мире (110 самолетов во флоте и 13 в заказаны), другие авиаперевозчики неохотно расширяли свою книгу заказов этой модели.
Несмотря на все усилия увеличить продажи A380, количество заказов на новые самолеты постоянно уменьшалась.Неудивительно, что в апреле 2019 консорциум Airbus принял решение об остановке серийного производства этой модели, а последние самолеты, сойдут с конвейера будут переданы заказчику (Emirates) в 2021 году.
«На момент запуска проекта A380 мир выглядел совсем по-другому, - говорит Том Уильямс . - Можно спорить, было ли решение по A380 правильным, но в то время у нас было много гордости и надежды. Airbus был «на коне» широкофюзеляжных самолетов, и появление A380 была логическим следующим шагом. Мы имели достаточно аргументов и положительных прогнозов, чтобы начать этот проект ».
НА ШАГ ВПЕРЕДИ
Воспользовавшись фокусировкой Airbus на проблемах с реализацией A380, главный конкурент Boeing начал наращивать объем продаж своего 787 Dreamliner. После первой попытки проигнорировать эти обстоятельства, Airbus, впрочем, решил противостоять ситуации, разогрев продажи A330 за счет уменьшения стоимости. Итак, появление новой модели A350 была вопросом времени. В конце 2004 года Airbus предложил модель самолета на базе A330, но с обновленными крыльями и двигателями, по характеристикам были подобные 787 Dreamliner. Однако такой вариант не удовлетворил потенциальных покупателей, поэтому консорциум инвестирует около 4 млрд. Евро на разработку совершенно новой модели, которая получила название Airbus 350 XWB (Extra Wide Body), то есть «дополнительно расширенный». Новые крылья, двигатели и хвостовые стабилизаторы в сочетании с новыми композитными материалами и методами изготовления фюзеляжа сделали A350 почти полностью новым самолетом. Благодаря более расширенном фюзеляжа экономический класс A350XWB вмещает девять пассажирских мест в ряду вместо восьми в A330.
«Мы имели много сомнений по проекту XWB, - вспоминает Том Уильямс , - но время показало, что мы приняли правильное решение, перезагрузите часы».
Первым заказчиком A350-900 стала Qatar Airways, которая и выполнила премьерный коммерческий рейс по маршруту Доха - Франкфурт 15 января 2015. За год до начала коммерческой эксплуатации консорциум Airbus получил заказы на 812 самолетов от 39 авиакомпаний мира, из которых пока поставлено 278.
Но на этом история XWB от Airbus не заканчивается. В июле 2016-го авиационной отрасли была представлена новая модель A350-1000, наибольшую по вместимости среди самолетов этой серии (около 350 пассажиров для трехклассовой компоновки).Первым эксплуатантом, как и с A350-900, стала Qatar Airways. Год назад Airbus представил свою последнюю разработку - Airbus 350 Ultra Long Range, первым заказчиком этой модели стала Singapore Airlines. Благодаря инновациям от Airbus по топливной системы, конструкции крыла и аэронавигационных характеристик самолет будет выполнять рейсы с максимальной дальностью до 15600 км, находясь непрерывно в воздухе до 20 часов.
Гийом Фаура, предназначенный Airbus CEO в апреле 2019 , вместе со своей новой командой, берут на себя ответственность за следующие 50 лет развития консорциума, ведь не совсем успешная программа A380 подходит к концу, а более перспективные проекты в настоящее время на подъеме. Если в течение следующего полувека развитие Airbus будет таким же динамичным, это обещает много авиационных интересного.